Инновационное развитие ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР).

Рисунок1.png Является инструментом реализации инновационной политики Холдинга, определенной стратегическими и программными документами ОАО «РЖД»
Рисунок2.png Устанавливает цели и задачи инновационной деятельности Холдинга, состав и целевые значения ключевых показателей эффективности на период до 2025 года
Рисунок3.png Определяет механизмы поиска, адаптации, опытной эксплуатации и тиражирования инновационных проектов, а также управления инновационной деятельностью
Рисунок4.png Среднесрочный план реализации комплексной программы инновационного развития до 2025 года (КПИР-2025) отражает приоритетные инновационные проекты на трехлетнюю перспективу
Рисунок5.png Инновации распределены по 11 направлениям инновационного развития Холдинга и видам инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные

 26 февраля 2020 г. советом директоров ОАО «РЖД» утверждена Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года (КПИР-2025).

Целью разработки и реализации КПИР-2025 является повышение конкурентоспособности Холдинга на глобальном рынке транспортных и логистических услуг за счет повышения уровня удовлетворенности потребителей сервисов посредством внедрения и тиражирования передовых результатов научно-технической и инновационной деятельности.

В соответствии со Стратегией научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга) основными направлениями инновационного развития Холдинга являются:

  1. Развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе ориентированности на клиентов;
  2. Создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта;
  3. Внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов («интеллектуальная станция»);
  4. Разработка и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого комплекса, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, инновационных информационных и телекоммуникационных технологий;
  5. Установление требований для создания и внедрения инновационного подвижного состава;
  6. Развитие системы управления безопасностью движения и методов управления рисками, связанных с безопасностью и надежностью перевозочного процесса;
  7. Разработка и внедрение технических средств и технологий для развития скоростного и высокоскоростного движения;
  8. Развитие технологий организации грузового тяжеловесного движения;
  9. Повышение энергетической эффективности производственной деятельности;
  10. Внедрение наилучших доступных технологий в природоохранной деятельности;
  11. Развитие системы управления качеством.

КПИР-2025 учитывает:

  • задачи и направления инновационного развития Холдинга, определенные ДПР и Белой книгой;
  • итоги реализации КПИР-2020;
  • результаты сопоставления уровня технологического развития и значений ключевых показателей эффективности деятельности ОАО «РЖД» с уровнем технологического развития и значениями ведущих зарубежных компаний-аналогов, проведенного в 2018 году;
  • положения Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД»;
  • целевые показатели национальных проектов «Наука», «Образование», «Цифровая экономика Российской Федерации» и др.

В КПИР-2025 предусмотрены:

  • реализация 11 групп ключевых проектов (по направлениям, синхронизированным с ДПР), реализация инновационных проектов «Северный широтный ход» и «Инжининговый центр», а также внедрение технологий квантовых коммуникаций и сквозных цифровых технологий;
  • развитие организационной структуры управления инновационной деятельностью на центральном и региональном уровнях и совершенствование механизмов планирования, мониторинга реализации и оценки эффективности внедрения инновационных проектов, также системы мотивации к осуществлению инновационной деятельности;
  • реализация принципа «открытых инноваций» и механизмы взаимодействия с внешними партнерами: стартап-компаниями, инновационными компаниями, вузами, научными организациями, центрами компетенций НТИ, научными и научно-образовательными центрами мирового уровня, кластерами, институтами развития, венчурными фондами, технологическими платформами, и др.

Группы ключевых проектов КПИР-2025:

  1. Автоматическое управление подвижным составом
  2. Подвижной состав 2025
  3. Развитие Московского железнодорожного узла
  4. Развитие высокоскоростного сообщения в России
  5. Развитие скоростного сообщения
  6. Развитие мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок
  7. Эксплуатация инфраструктуры и подвижного состава на основе данных предиктивной аналитики
  8. Развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве
  9. Повышение пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры
  10. Клиентские цифровые сервисы
  11. Развитие железнодорожного сообщения на Дальнем Востоке, увеличение пропускной способности Байкало Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей

Инструментом реализации КПИР-2025 является среднесрочный план (ССП КПИР-2025) с горизонтом планирования три года, который содержит конкретные инновационные проекты и мероприятия по 11 ключевым группам, а также организационные мероприятия в сфере развития системы управления инновациями с указанием планируемых работ и контрольных точек, сроков и планируемых результатов реализации. ССП КПИР-2025 включает в себя технологические продуктовые и процессные инновации, маркетинговые и организационные инновации, в нем предусмотрены мероприятия в сфере исследований и разработок, внедрения и тиражирования инноваций, формирования нормативно-методической базы.