image_2021_11_24T10_29_29_303Z-1.png


Часы на железнодорожных вокзалах имеют особо значение: по ним прибывают и отправляются поезда. Часы регламентируют жизнь всех вокзальных посетителей: прибывающих, отъезжающих, встречающих и провожающих, а также железнодорожников, таксистов, носильщиков и др. Поэтому часы на вокзалах всюду: и в залах ожидания, и на платформах и перронах.

Здания железнодорожных вокзалов украшают башенные часы, которые, как правило, являются и оригнальными архитектурными элементами, и уникальными часовыми механизмами. В новогоднюю ночь именно эти часы становятся главными «новогодними курантами» для транзитных пассажиров, для железнодорожников и просто запоздавших прохожих.

В преддверии Нового года мы хотим рассказать вам об истории 12-ти башенных часов российских железнодорожных вокзалов. Желаем вам приятных путешествий!


БРЯНСК Брянск -1 500.jpg

Здание вокзала станции Брянск-Орловский состоит из двух больших частей: старого здания (1952 год, архитектор В. Ф. Скаржинский, главный архитектор А.Н.Душкин) и нового здания (1981 год, архитектор Я. В. Шамрай).


ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ ОАО «РЖД» (Москва) Главное Здание ОАО «РЖД» 500 вар 2.jpg

Ул. Новая Басманная, дом 2/1, строение 1 – знаменитый Дом-паровоз. Сейчас здесь располагается главный офис ОАО «Российские железные дороги», а в советское время его занимало Министерство путей сообщения.

Сходство с локомотивом дому придает девятиэтажная башня, напоминающая паровозную трубу. Она появилась в середине 1930-х, сам же дом был построен еще во второй половине XVIII века.

Часы «обнимают» угол башни с двух сторон и имеют два циферблата. Изначально циферблаты были с римскими цифрами, к 1950-м годам их сменили на арабские, в 2018 году в ходе реставрации здания циферблату снова вернули первоначальный дизайн.


ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД Великий Новгород.png

Вокзал, построенный в 1953 году, стал одним из первых крупных общественных зданий, возникших на руинах Великой отечественной войны. Прообразом формы входной арки с часами стали звонницы древнего Новгорода.

В изначальных вариантах проекта в арке-звоннице висел станционный колокол, но затем, в конце 60-х годов, его место заняли часы, а подлинный колокол был вмонтирован в фасад здания на первой платформе. Часы диметром 3 метра были механические, с внешним ажурным циферблатом в стиле «Роза ветров». В 2012 году часы были переведены на электронный механизм.


ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ (Санкт-Петербург) Витебский.png

Часы, располагающиеся внутри здания вокзала, изготовлены заводом Вагнера (Carl Theodor Wagner) в Висбадене (Германия). Карл Вагнер и Генрих Грау разработали собственную систему, основанную на электромагнитном принципе (патент 1881 года). Часы вестибюля 1-2 класса являются «вторичными», циферблат и часовой механизм оригинальные, работают без сбоев с 1904 г. Часовая станция «первичные часы» до наших дней не сохранилась, менялась дважды, в советское время и в 2003 году при модернизации вокзала.


ВОЛГОГРАД-1 Волгоград.png

До 1954 года часовую башню железнодорожного вокзала Волгоград-1 украшала фотография И. В. Сталина. Часовой механизм, сделанный на Пензенском заводе, был смонтирован лишь в 1959 году. Электромеханический часовой механизм состоит из четырех самостоятельных частей (четыре циферблата располагаются на четырех гранях башни). Диаметр каждого циферблата составляет 4 м, длина минутной стрелки – 2,5 м, часовой – 2 м.


ВОЛХОВСТРОЙ-1 (ВОЛХОВ, Ленинградская область) Волховстрой-1.png

Станция открылась в 1905 году и изначально называлась Званка. Современное название получила в 1934 году. Здание построено в 50-х годах ХХ века в стиле сталинского неоклассицизма и не уступает в масштабе столичным вокзалам. Здесь тоже есть красивая часовая башня со шпилем. Изначально часы были с боем – на колокольне еще сохранились крепления и ролики тяги колокола.


КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ (Москва) 

Уникальной красоты фасадные часы с боем диаметром 3 метра украшены великолепными бронзовыми знаками зодиака. Автор рисунков – архитектор вокзала А. В. Щусев. Изготовлены знаменитым мастером В. Пушкаревым. Ход пущен в 1923 году.

Разрывом фугасной бомбы в 1941 году был сброшен часовой колокол. Водрузили его обратно лишь в 70-х годах. Часы регулярно реставрируются и являются гордостью и украшением площади трех вокзалов.


НОВОСИБИРСК (пригородный вокзал) 

Фасадные часы расположены с двух сторон симметричной башни, напоминающей лондонский Биг-Бен. Часы изготовлены в Санкт-Петербурге специально к открытию нового здания пригородного вокзала в 2006 году.

Часы размещены на высоте 18 метров. Размер – 2,5 на 2,5 метра, вес 180 кг. Механизм часов самоустанавливающийся с раздельным приводом часовой и минутной стрелок, управление происходит от устройства радиокоррекции повышенной точности.


РОСТОВ-Главный Ростов-на-Дону.png

Часы на главном вокзале в Ростове-на-Дону были установлены в 2005 году. Произведены по специальному заказу в Германии, в диаметре составляют 6 метров. Длина часовой стрелки - 1,6 метра, минутной - 2,5 метра. Механизм весом 500 кг смонтирован на высоте 60 метров. Неоновая подсветка позволяет видеть время в любое время суток. Точность корректируется при помощи спутниковой связи. Каждый час на приемную антенну часов поступает сигнал. Время сверяет специальная программа.


САВЕЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ (Москва)

Савеловский вокзал — единственный в городе обслуживает только пригородные электрички. Инициатором строительства был Савва Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.

10 марта 1902 года Савеловский вокзал (до 1912 года - Бутырский) торжественно открыли. На фасаде изначально были скромные классические часы небольшого диаметра. В начале 90-х здание полностью реконструировано, достроен второй этаж. Новые часы сделаны в современном, минималистичном стиле.


СОЧИ 

Здание вокзала занесено в Красную книгу ЮНЕСКО.

Оригинальные башенные часы созданы архитектором Алексеем Душкиным. Диаметр часов - 5 метров, высота башни - 55 метров. Автор был увлечен астрологией и, вероятно, зашифровал в изображениях тайное послание. Вместо цифр на циферблате - знаки зодиака, но там нет Водолея, Тельца и Скорпиона. Вместо них - Гончие Псы (образ вечных охранников), Лебедь (символ чистой любви и красоты) и Змееносец (неутомимый лекарь). При этом все знаки перемешаны, на своих местах только Лев, Весы, Дева.


ЯРОСЛАВЛЬ-ГЛАВНЫЙ Ярославль.png

Здание Ярославля-Главного, построенное в 1952 году архитектором В. Панченко в стиле сталинского ампира, сразу увенчали башенные часы, циферблат которых украшен знаками зодиака. Легкость линий, сочетание песочного и белого цветов делают композицию воздушной, празднично торжественной. Интересна задумка автора, продолжающая декор циферблата на стене башни.В 2003 году старый часовой механизм заменили на электронный.