С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный президентами России, Беларуси и Казахстана. В целях реализации пункта 43 Правил доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза (приложение к Договору о ЕАЭС) на сайте ОАО «РЖД» размещена техническая спецификация участков инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги», на которые возможен доступ иностранных перевозчиков из стран-членов Евразийского союза.

Одним из первых бизнес-проектов, направленных на реализацию потенциала ЕАЭС, является Объединенная транспортно-логистическая компания, которая была создана железнодорожными администрациями Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2014 году.

Ключевыми целями АО «ОТЛК» являются:

  • реализация интеграционных процессов на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • увеличение объемов перевозок и доходов железнодорожной отрасли в странах-членах ЕАЭС;
  • создание оптимальных условий для наращивания транзитных грузопотоков;
  • повышение конкурентоспособности железнодорожных маршрутов в евроазиатском сообщении по сравнению с альтернативными видами транспорта.

В соответствии с бизнес-моделью, согласованной в марте 2016 года АО «НК «Казахстан Темир Жолы», ОАО «Российские железные дороги» и ГО «Белорусская железная дорога», АО «ОТЛК» является оператором железнодорожных транзитных контейнерных сервисов в сообщении Китай/Юго-Восточная Азия – ЕС и в обратном направлении на базовом маршруте Достык/Алтынколь – Брест - Достык/Алтынколь.

При этом в своей деятельности АО «ОТЛК» руководствуется следующими согласованными акционерами принципами:

  • принцип паритетного участия в уставном капитале и органах управления;
  • согласованность действий в сфере организации транзитных перевозок;
  • достижение синергетического эффекта путем объединения имеющихся ресурсов и возможностей;
  • совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения эффективности железнодорожных перевозок;
  • создание прозрачных и эффективных схем договорного и информационного взаимодействия участников перевозочного процесса;
  • единый подход к формированию тарифной политики.